4 ноября 1935 года родилась Татьяна Порфирьевна Капустина (р. 1935) — петербургский художник, мастер эстампа, рисунка и акварели, иллюстратор детской книги, блестящий анималист.

Виталий Бианки признавался в книге «Отчего я пишу про лес», что была одна цель, одно желание, страстное, неудержимое: рассказывать, рассказывать, кричать, петь людям о радостях той жизни, которую они забывают, мимо которой проходят равнодушно. Мы чаще видим на экранах кенгуру и леопардов чем обитателей родного леса..." 

оттого-то он и требовал от художников, что иллюстрировали его книги, достоверности в передаче образа животного, а не рисовать мышонка в тельняшке!

Чтобы современный юный читатель ясно представлял героя, как тот выглядит в жизни, приобщался к нему, интересовался..

Этому призыву верна и юбиляр сегодняшнего дня — Татьяна Порфирьевна Капустина — известный ленинградский художник-анималист. Она много пишет акварелью, занимается эстампом, но главное в ее жизни — создание иллюстраций. Капустина проиллюстрировала и оформила более 70 книг для детей о любимых ее животных.

Первая проиллюстрированная ею книжка вышла в 1959 году — А.П.Чехов «Белолобый». С тех пор было издано более 120 книг с рисунками Капустиной — в том числе книги В. Бианки

Животные в иллюстрациях художницы даны в полном слиянии с природой. Для нас открываются тайны леса. В созданных ею обложках книг для детей чувствуется очень большой опыт работы именно в этой любимой, избранной ею области. Всегда в основе искусства иллюстратора лежат глубокие жизненные наблюдения.

Несколько поколений детей познакомились с творчеством этих писателей по книгам с её иллюстрациями. А общий тираж проиллюстрированных ею книг превышает 20 миллионов экземпляров.

http://kapustina.spb.ru/

Комментариев: 2

17 июня родился Георгий Евлампиевич НИКОЛЬСКИЙ (1906-1973), русский художник, иллюстратор детских книг



Георгий Евлампиевич Никольский (06.07.1906 – 28.11.1973), один из самых ярких представителей анималистического жанра, работавших в отечественной книжной графике.

В 1924 Никольские переезжают в Москву. Довольно скоро 18-летний Георгий становится постоянным посетителем зоопарка, рисует зверей с натуры, а в 1925 году вступает в КЮБЗ – кружок юных биологов Московского зоопарка, которым руководит замечательный ученый-натуралист Пётр Мантейфель. В зоопарке в это же время часто и много работает художник-анималист Василий Ватагин и его ученик Дмитрий Горлов. Тогда же Георгий Никольский делает первую попытку приобщиться к профессиональному искусству и поступает во ВХУТЕМАС, но, проучившись недолго, переходит в университет, предполагая стать зоологом.

На биолого-почвенном факультете учился у А.Н.Северцева, М.А.Мензбира, Б.М.Житкова.
И все же по совету своего наставника и старшего коллеги В.А.Ватагина после окончания университета Никольский оставляет научное поприще – чтобы сделать свои первые шаги в книжной графике. В профессию он пришел с некоторым опозданием, его дебютная самостоятельная книга вышла лишь в 1935 году – «Страна зверей» Виталия Бианки, в том же году иллюстрации Никольского появляются в журнале «Мурзилка».
В 37 году выходит книга В.Бианки «Рассказы об охоте» с иллюстрациями Никольского

Читать дальше
Комментариев: 0

Великий Морской путь

Великий морской путь не выдумка, он существует. Но движутся по нему не корабли, не пароходы, а птицы… Каждую весну и осень тысячи перелётных птиц летят этим путём осенью на юг, весной на север. И тогда днём и ночью слышны в небе их особые «перелётные» голоса. Вот об этом птичьем морском пути и рассказал нам в своей повести замечательный писатель Виталий Бианки.
http://bianki.lit-info.ru/bianki/proza/na-velikom-mor..

Вспомнилось это потому, что во вторую субботу и воскресенье мая отмечается Всемирный день мигрирующих птиц.

Исторической предпосылкой учреждению этого Дня стала Международная конвенция по охране птиц, подписанная в 1906 году. Россия присоединилась к Конвенции в 1927 году.

В наши дни Всемирный день мигрирующих птиц — это глобальная экологическая кампания, цель которой заключается в том, чтобы расширить знания о мигрирующих птицах, их местах обитания и путях передвижения.

Перелет птиц — одно из сложнейших периодических явлений в жизни птиц, заключающееся в правильном переселении некоторых птиц осенью, после вывода птенцов, на юг и в столь же правильном возвращении их весной на север, к местам гнездования.

Внук Виталия Бианки -Валентин Бианки, продолжает дело семьи… Он работает в Кандалакшском заповеднике, где наблюдает за жизнью птиц

http://www.ebftour.ru/articles.htm?id=1327

Комментариев: 4

«Лесное ухо» Виталия Бианки

По мнению его ученика, друга и писателя-натуралиста Николая Ивановича Сладкова, В. В. Бианки имел «лесное ухо». Лесное ухо из хаоса звуков умело выделить самое главное, самое интересное, самое важное и нужное.

Главная тема его произведений – лес и его обитатели.Всё написанное Виталием Валентиновичем Бианки – от первой сказки «Путешествие красноголового воробья» (1923) до последней – «Гоголенок» (1959) – это увлекательное путешествие в лесной мир природы, где писатель становится волшебником и поэтом, натуралистом и ученым, проводником и переводчиком. Перед читателями открывается при этом огромный, неведомый край, полный «дивья» – дивных героев и событий, больших тайн и маленьких отгадок, – настоящая «страна Див». Эту Страну Див писатель дарит не только юным читателям, но и взрослым, папам и мамам, бабушкам и дедушкам.

Недаром в предисловии к одному из своих последних сборников («Птицы мира»), В. В. Бианки раскрывает эту мысль: «Я всегда старался писать свои сказки и рассказы так, чтобы они были доступны и взрослым. А теперь понял, что всю жизнь писал и для взрослых, сохранивших в душе ребенка». Сказки, рассказы, повести Виталия Валентиновича Бианки – это своеобразный самоучитель любви к природе.

Читать дальше
Комментариев: 0

20 декабря 1920 года родился художник Валентин Курдов

Если на вопрос, что вы больше всего любите,
мне отвечают «искусство», или, например,
«книгу», я говорю: глупец. Надо любить не книгу,
а жизнь, ради которой появилась книга…

Владимир Лебедев,
по воспоминаниям В.И.Курдова

Поводом стать художником-графиком Курдов считал встречу с Виталием Бианки.
Однажды кто-то рассказал Валентину Курдову и Евгению Чарушину, что живёт в Ленинграде интересный человек, натуралист. Молодые люди решили с ним познакомиться, пришли в гости. «Мы услышали, что зоолог, орнитолог, побывав на Алтае, был настолько очарован тем, что видел, что стал писать, как тогда говорили, сказки для детей…» Казалось бы, ну увидел человек интересную книгу, ну услышал рассказ о чьей-то поездке… Но на Курдова это произвело такое впечатление, что следующим же летом они с Чарушиным и Костровым отправились в путешествие по Алтаю.

Читать дальше
Комментариев: 0

Виталий Бианки: «Симъ заявляю, что буду играть в футболъ…»

10 декабря отмечается Всемирный день футбола.

Не будем вдаваться в историю этой игры....

Вспомним сегодня известного детского писателя Виталия Бианки, который в юности был классным футболистом. Как многие его сверстники, он просто не мог не увлечься английским футболом, который в начале двадцатого столетия у нас еще только входил в моду и посему всячески порицался бдительной педагогической общественностью, видевшей в нем лишь пустую трату времени и сил. Преподаватели той поры письменно докладывали своему школьному начальству: «Просим обратить внимание на повальное увлечение гимназистов игрой в фут-бол (так и писали), что влечет за собой большое количество травм».

Не одобряли его увлечений и родители. Виталий Львович Бианки, занимавший в Зоологическом музее должность ученого-хранителя коллекций, а позднее — заведующего орнитологическим отделом, сердился на сына: «Головой, головой работать надо, а не ногами! – кричал он. – Тогда не будешь по математике тройки хватать…»

Но с математикой у Виталия по-прежнему не все ладилось, чего не скажешь о футболе, в коем он к тому времени явно преуспел, начав играть на лужайках и пустырях, откуда юных футболистов безжалостно гоняли дворники, а закончив игрой в нескольких взрослых спортивных клубах. Хорошо знавший его писатель Алексей Алексеевич Ливеровский вспоминал: «…Его ставили в сборную Петербурга. Он бил с обеих ног, славился резким рывком и точной прострельной передачей. Великолепно подавал угловые, хлестким резаным ударом и прямо на ворота.

Надо было видеть, как он, высокий красавец, не снимая с головы красной с черным хвостиком фески, мчится, в два финта обыгрывает кажущегося неуклюжим бека-защитника и хлестко, неотразимо бьет в «девятку». Популярность футболиста Бианки была велика и обоснованна. Он действительно был игрок высочайшего класса.

Футбольная команда поселка Лебяжий, в котором семья Бианки проводила летние месяцы, существовала только летом, во время студенческих и школьных каникул. Игровая зона команды распространялась на побережье от Старой Красной Горки до Петергофа, включая Малую и Большую Ижоры, Ораниенбаум и Мартышкино. Матчи с Кронштадтом считались уже междугородними и назначались редко.

Читать дальше
Комментариев: 3

Книги о животных-строителях от В.Бианки

Комментариев: 0

Бианки

Очень много лет библиотека собирает кусочки фактов и биографий, пытается сложить портрет людей знаковых для Лебяжья, таких как семья Бианки. Привел Бианки в Лебяжье глава семьи Валентин Львович, один из самых крупных орнитологов России, работы которого до сих пор востребованы специалистами, доказательство тому проект заказника «Лебяжий» в научной базе которого 4работы Валентина Львовича стоят первыми.
Валентин Львович родился в 1857 г. в Москве в семье швейцарского подданного инженера Льва Бианки и мелко поместной полтавской дворянки Елизаветы Сидоренко. У них было трое детей, старший Валентин Львович, затем 2-ой сын Иво и дочь. В 1859 г. переехали в Петербург, там Валентин учился в гимназии. 15-летним он ездил на лето в имение дяди и тёти в Курляндию (Латвию). Дядя Фёдор Фабиан был лесничим, а тётя Валентина Бианки-Фабиан знаменитой оперной певицей, 3года примой Маринки. Выйдя замуж, оставила сцену и очень любила племянника, своих детей не было. Любовь и интерес к природе сформировались в эти летние поездки к дяде, который рассказывал и показывал много интересного, научил искусству охоты. Это увлечение он сохранил на всю жизнь и, как мы знаем, передал по наследству своему сыну Виталию. Все наблюдения сделанные у дяди на тщательно записывались и через много лет использованы в научной работе, где сравнивались птицы Курляндии и С-Петербургской губернии.
Читать дальше
Комментариев: 0